От Самарканда до Кабула: история узбека, который стал американцем, отслужив в армии, а теперь пытается вернуться на родину

Яна Орехова Эксклюзив
VK X OK WhatsApp Telegram
От Самарканда до Кабула: история узбека, который стал американцем, отслужив в армии, а теперь пытается вернуться на родину

«Затянувшаяся» поездка и письма Бушу

Уткур Рахматуллаев живет в США более 25 лет. Он впервые приехал в 2000 году по туристической визе на три месяца, после чего остался в стране нелегально.

«Сначала у меня не было намерения оставаться. Но увидев уровень жизни здесь, мне стало сложно вернуться. Например, в те годы я отправлял своим родителям в Самарканд от 1000 до 2000 долларов, но им приходилось давать взятку в 100–200 долларов, чтобы получить деньги в банке. Это было шоком для меня, так как в Америке я мог без проблем снимать деньги в любое время. В итоге я решил остаться», — делится он.
Первые пять лет он провел в США без документов. В 2005 году, чтобы легализовать свое положение, Рахматуллаев решил вступить в армию. Он всегда мечтал служить в военных структурах.

«В Самарканде у нас не было военной кафедры, но я очень этого хотел. В начале 2000-х 200 долларов в Узбекистане считались значительной суммой, и многие давали такие взятки, чтобы избежать призыва. Я же хотел наоборот, но мне отказали из-за закона, который не призывал единственного сына», — рассказывает Уткур.

Когда его заявления в военкоматы США были отклонены из-за отсутствия необходимых документов, Уткур начал писать письма.

«Я писал президенту Джорджу Бушу-младшему, вице-президенту Дику Чейни, сенаторам, указывая на свои языковые навыки и желание служить. Мое письмо переслали в Министерство обороны, и вскоре меня вызвали на собеседование, где я успешно прошел языковые тесты», — рассказывает он.

Несмотря на отсутствие формального статуса, его приняли в армию. Его знания языков оказались востребованными на фоне конфликтов в Афганистане и Ираке.

«Если ты можешь принести пользу стране, могут сделать исключение. Мой отец таджик, а мать узбечка, так что я владею таджикским и узбекским, что было полезно для понимания культуры и обычаев в Афганистане», — поясняет Уткур.

Долгожданное гражданство и командировки в Афганистан


Через полгода после службы он получил американское гражданство и в общей сложности провел 11 лет в армии, дважды побывав в Афганистане.

Первая командировка в 2007 году была относительно спокойной — он работал в отделе кадров и не покидал базу.

Во второй раз в 2014 году его направили в спецподразделение.

«Были моменты, когда я думал, что не вернусь. Мы находились в селе, общались с местными, оказывали помощь, когда вдруг начался обстрел. Я заметил, что это были не капли дождя, а пули. Одна из них попала в песок рядом с моей ногой», — вспоминает Уткур.

По его словам, после этого инцидента он не осознавал всю серьезность ситуации.

«Вернувшись на базу, я увидел, что моя комната была обстреляна ракетой. Сначала я посмеялся, но потом задумался: что если бы она попала в меня?», — делится он.

В самой опасной ситуации он оказался в ночь Лайлатуль Кадр во время Рамазана, когда его базу обстреливали без остановки.

«Наша ПВО могла обнаружить угрозу на дальнем расстоянии, но, когда стреляли с 1–2 километров, слишком поздно реагировала. Я думал, что на этот раз точно умру. В такие моменты вспоминаешь всю свою жизнь. Я сожалел о том, что оказался в Афганистане. За что я умираю? Кто меня вспомнит?», — размышляет Уткур.

Возвращение на родину и допросы близких


После первой и второй командировок Уткур также работал в военном отделе посольства США в Таджикистане.

Уткур несколько раз приезжал в Кыргызстан и впервые за 13 лет в Узбекистан.

«При правлении [покойного президента Узбекистана Ислама] Каримова было сложно. Людей, возвращающихся из Америки, называли “врагами народа”. После прихода к власти [президента Шавката] Мирзиёева стало легче. Когда я приехал на границу, пограничник, взяв мой американский паспорт, сказал: “Рахматуллаев Уткур Хикматуллаевич, неужели вы вернулись?” Я подумал, стоит ли мне заходить, но решился, так как рядом были американские дипломаты», — говорит Уткур.

Он посетил свой родной Самарканд и встретился с близкими, после чего узнал, что их вызывали на допросы.

«Им показывали мои фотографии из Афганистана и спрашивали, знают ли они меня. Я знаю, что моего друга избили, и он позвонил мне в страхе», — делится он.

По словам Рахматуллаева, допросы его близких начались еще при Каримове и продолжились после прихода к власти Мирзиёева.

«Мой друг, который подвергался допросам во время моего визита, теперь живет в Америке. Но есть и другие, кого допрашивали уже при Мирзиёеве», — добавляет Уткур.

Он утверждает, что власти Узбекистана не предъявляли никаких официальных обвинений. Уткур нанимал адвокатов, чтобы выяснить причины преследования своих близких, но юристы вскоре переставали выходить на связь.

Он также обращался в посольство Узбекистана в США.

«Я спросил, могу ли я вернуться. Мне ответили, что нельзя. Говорят: “Вы знаете, если вернетесь, на вас есть статья. Вы служили в армии США. Вас могут посадить”. Я ответил: “Я готов взять на себя ответственность, если это так. Я не собираюсь сидеть в тюрьме всю жизнь”», — рассказывает он.

Сейчас Уткур живет с семьей в Нью-Йорке и не отказывается от мысли вернуться в Узбекистан.

«До Афганистана я думал, что все решается деньгами. Но там, на грани жизни, я понял, что это не так. Мои взгляды изменились. Многие узбекистанцы думают: “Заработаю в Америке, а на старость вернусь в Узбекистан”. Я тоже планирую. Я работал в армии и посольстве, могу быть полезен своей стране», — уверяет Уткур.

(Не) наказание за службу в армии иностранного государства


Неясно, какое наказание ожидает Уткура Рахматуллаева при возвращении в Узбекистан. Азаттык Азия не смогла связаться с пресс-службой государственной безопасности для комментариев.

Согласно законодательству Узбекистана, гражданам запрещено служить в вооруженных силах иностранных государств. Согласно статье 154 Уголовного кодекса, наем на военную службу может повлечь лишение свободы на срок до 5 лет. В прошлом по этой статье были преследованы узбекистанцы, участвовавшие в конфликтных зонах на Ближнем Востоке.

После начала войны России против Украины призывы властей к гражданам не вступать в иностранные армии стали более частыми. Однако, по данным украинского проекта «Хочу жить», в 2025 году как минимум 902 гражданина Узбекистана подписали контракты с российским министерством обороны.

Некоторых из тех, кто воевал на стороне России, осудили в Узбекистане по обвинениям в наемничестве. Наблюдатели отмечают, что вместо реальных сроков многие получают ограничение свободы или условные наказания, возможно, чтобы не вызвать недовольство Кремля.
VK X OK WhatsApp Telegram

Читайте также:

Вперед, Бейбарс!

Вперед, Бейбарс!

Накануне в Катаре состоялись матчи в рамках отборочного раунда Чемпионата Азии по футболу – 2016....

Отец в мешке

Отец в мешке

Отец в мешке Отец жил вместе со своим сыном и снохой. Его жена умерла, и он находился на их...

Уловка хитреца Алдара

Уловка хитреца Алдара

Однажды жене Алдара очень захотелось поесть сметаны, и она стала просить мужа, чтобы он завел...

«Ironman» с дивана!

«Ironman» с дивана!

Теплый соревновательный сезон завершен. Наступили холода, и далеко не все из нас будут продолжать...

На шоссе и треке!

На шоссе и треке!

В последнее время велоспорт в Кыргызстане переживает пик своего развития. Многие сравнивают...

Куда пойдут деньги?

Куда пойдут деньги?

От борьбы с коррупцией поступило 150 миллионов сомов На сегодня на единый депозитный счет для...

Мешок золота

Мешок золота

Мешок золота Встретились как-то на дороге трое путников. Когда они разговорились между собой,...

Написать номментарий: