

В 2025 году сотрудники Института акыйкатчы провели детальный мониторинг в Национальном центре онкологии и гематологии, а также в детском отделении онкологии и онкогематологии НЦОМиД. Пресс-служба ведомства сообщила о результатах проверки.
В ходе анализа было выявлено множество системных проблем и нарушений прав пациентов, что указывает на недостаточное качество онкологической помощи в стране.
По информации ведомства, в больнице наблюдается нехватка линейных ускорителей, современного диагностического оборудования, медицинских кадров, жизненно важных медикаментов и мест в стационаре. Эти недостатки не только ухудшают здоровье пациентов и увеличивают смертность от онкологических заболеваний, но и создают серьезные социально-экономические проблемы для их семей, вынужденных обращаться в частные клиники.
В Национальном центре онкологии существуют очереди на получение лучевой терапии, что заставляет онкобольных ждать лечения от одной до двух недель.
Мониторинг, проведенный в августе 2025 года, показал, что 34 человека ожидали начала лучевой терапии, так как из трех аппаратов для лечения два линейных ускорителя (Elekta Synergy и Elekta Synergy Platform) находились в неисправном состоянии. Лечение осуществлялось только при помощи устаревшего аппарата «Бабатрон».
Медицинские специалисты подчеркивают, что задержки в оказании помощи могут привести к прогрессированию заболеваний и поставить под угрозу жизнь пациентов.
Линейные ускорители доступны лишь в Национальном центре онкологии, в регионах такие аппараты отсутствуют. Поэтому пациенты из всех областей вынуждены ездить в Бишкек для получения лучевой терапии.
Однако даже при полной работоспособности всех трех аппаратов обеспечить своевременное лечение всех нуждающихся крайне сложно. По данным центра, за последние пять лет лучевую терапию получили лишь 25,6 % пациентов с впервые диагностированным онкологическим заболеванием.
Согласно международным стандартам, на каждые 300 тысяч жителей должен приходиться один линейный ускоритель, а для 7 миллионов населения требуется не менее 20 таких аппаратов.
На момент мониторинга в Национальном центре онкологии находилось 325 пациентов, в то время как на учете состоит 35 тысяч 163 онкобольных.
Ситуацию усугубляет и нехватка специальных фиксирующих средств, используемых при лечении на линейных ускорителях для точной фиксации пациентов, что повышает эффективность лечения и обеспечивает безопасность.
Во время мониторинга в отделении лучевой терапии отсутствовали термопластические маски, а имеющиеся средства были изношены и деформированы.
Особенно тревожит отсутствие возможности проводить полноценные процедуры для детей, так как детских термомасок не было вовсе.
«Результаты мониторинга показывают, что говорить о ранней диагностике онкологических заболеваний в стране затруднительно из-за устаревшего оборудования и ограниченных технических возможностей.
В центре работал только один УЗИ-аппарат и один устаревший маммограф, который используется с 2014 года. Не хватает ангиографов, современных эндоскопических и лапароскопических систем.
В целом финансовое обеспечение онкологической службы не соответствует реальным потребностям больницы», - отметили правозащитники.
С 2018 по 2024 годы на эти цели выделялось всего около 3 миллионов сомов ежегодно. В 2024 году финансирование увеличилось до 176 миллионов сомов, а в 2025 году - до 800 миллионов сомов. Однако, по информации Национального центра онкологии, для полноценного функционирования службы требуется 4,5 миллиарда сомов, что в пять раз превышает текущее финансирование.
Мониторинг показал, что онкологические пациенты не обеспечены необходимыми медикаментами: в больнице отсутствовало 80 наименований жизненно важных лекарств.
Изучение медицинской и финансовой документации показало, что проблема обусловлена постоянными задержками поставок и недостаточными закупками со стороны государственного предприятия «Кыргызфармация».
«В онкологической больнице, а иногда и в стране в целом, отсутствуют дорогостоящие препараты, необходимые для лечения рака. Мы вынуждены самостоятельно искать и покупать лекарства за свой счет», - рассказали пациенты.
В Институте акыйкатчы подчеркивают, что такая ситуация серьезно нарушает права граждан на доступ к необходимым медикаментам и качественное лечение.
Чтобы полностью обеспечить онкологическую службу лекарственными препаратами, потребуется не менее 2,5 миллиарда сомов.
Необходимы срочные меры, пересмотр действующих процедур закупок и значительное увеличение финансирования онкологической службы.
Кроме того, Национальный центр онкологии остро нуждается в новых зданиях. С каждым годом увеличивается нагрузка на стационар: на одном койко-месте фактически находятся по два пациента, а некоторые больные получают капельницы, сидя на стуле.
В регионах есть онкологические отделения, например, в Оше имеется 15 койко-мест, где проводят химиотерапию и делают простые операции. В Джалал-Абаде, Токмоке и Баткене лечат только пациентов с легкими формами заболеваний. В Нарынской области нет ни одного онколога.
Аналогичные проблемы были выявлены и в детском отделении онкологии и онкогематологии НЦОМиД. На конец августа 2025 года в стационарах НЦОМиД находилось около 60 детей.
Рост числа новых случаев онкологии среди детей также вызывает беспокойство. Если в 2014 году было зарегистрировано около 70 новых случаев в год, то с 2023 года их число превышает 200. Чаще всего диагностируются острый лимфобластный лейкоз, опухоли головного мозга и нейробластомы.
Стоит отметить, что данный рост связан не только с увеличением заболеваемости, но и с улучшением диагностики.
Онкологи отмечают, что участились случаи отказа от лечения детей.
«У них нет доверия к медицине, недостаток финансовых средств, а по религиозным причинам многие обращаются к молдо и народным целителям. Был случай, когда ребенка с лейкозом после ремиссии родители забрали и решили лечить его нетрадиционными методами. Через год болезнь прогрессировала, и ребенок умер», - рассказали врачи Центра.
По итогам мониторинга Акыйкатчы Джамиля Джаманбаева направила рекомендации в кабинет министров, Министерство финансов, Министерство здравоохранения и ГП «Кыргызфармация» для устранения выявленных нарушений.
Акыйкатчы предложила разработать новую стратегию по контролю и профилактике онкологических заболеваний, а также утвердить комплексный план борьбы с онкологическими заболеваниями на 2025 – 2030 годы.
Джамиля Джаманбаева акцентировала внимание на необходимости работы по вопросам отказа от лечения и предоставления социальной и психологической поддержки семьям онкобольных.
Акыйкатчы также рекомендует предусмотреть в республиканском бюджете финансирование для технического обслуживания оборудования и пересмотреть условия закупки лекарств для онкологических пациентов.