В связи с этим было решено провести новый конкурс, а срок его завершения перенесли на осень. В итоге было отобрано пять текстов, а также музыкальные варианты в результате дополнительного конкурса.
В Министерстве культуры сообщили, что в сентябре прошлого года работа комиссии завершилась, и все материалы были переданы в парламент. Пресс-служба Жогорку Кенеша подтвердила получение документов, однако члены профильного комитета пока не ознакомились с проектами нового гимна.
Мы решили разобраться в причинах, по которым попытка изменить один из главных государственных символов страны так и не была реализована. Каковы были намерения властей и какой идеологический посыл стоит за этой инициативой? Подробности в материале 24.kg.
Когда сроки истекли, а гимна нет
В 2024 году спикер Нурланбек Тургунбек уулу заявил, что стране необходим новый гимн.Он отметил: «Мы приняли текущий гимн в период, когда только вышли из состава Советского Союза. Теперь мы стали независимым государством, и гимн должен отражать это». По его словам, новый гимн должен быть таким, чтобы его могли петь все граждане.
Идею поддержал президент Садыр Жапаров, который в интервью агентству «Кабар» отметил, что гимн устарел и больше не отражает идентичность страны спустя 30 лет после независимости.
«Что плохого в том, чтобы обновить гимн? Он был написан 33 года назад, когда мы только обретали независимость. На тот момент гимн стал символом нашей свободы. Но сейчас, когда мы стали полноценным государством, нам нужно что-то новое», — сказал он.
Садыр Жапаров
С этого момента процесс изменения гимна стал не просто культурной инициативой, а комплексным проектом, запущенным на официальном уровне.
Изначально власти планировали утвердить новый гимн не позднее апреля 2025 года, однако сроки перенесли.
Конкурс на новый текст гимна стартовал в январе прошлого года. Комиссия получила сотни заявок — всего было подано 703 заявки, но только 285 из них прошли регистрацию. В результате ни один текст не подошел, и процесс пришлось перезапускать с новыми сроками.
Читайте по теме
«Мурчание, а не песня». Эдиль Байсалов о гимне Кыргызстана
Конкурс был разделен на два этапа: первый — для текстов гимна, второй — для выбора музыкального сопровождения. Установлены отдельные сроки: до 7 июля — для текстов, до 8 сентября — для мелодий. Комиссия должна была отобрать пять лучших работ для создания окончательной версии гимна.
Победителей обещали щедро вознаградить, финансирование предполагалось из президентского фонда.
Однако проекты гимна с музыкальными композициями, получившие высокие оценки, были отправлены в Жогорку Кенеш, но 30 сентября 2025 года VII созыв распустился. На последнем заседании спикер Нурланбек Тургунбек уулу выразил готовность созвать внеочередную сессию для утверждения гимна, но это заседание так и не состоялось, и новый гимн остался в ожидании.
Цели и мотивы
В целом, можно утверждать, что инициатива по изменению гимна является не просто культурным шагом, а политико-символическим актом. Это подтверждается как заявлениями спикера парламента, так и позицией президента. Основная идея заключается в том, что текущий гимн был принят в момент обретения независимости, и сейчас государство изменилось.Гимн служит маркером разрыва с постсоветским прошлым и попыткой зафиксировать новую идентичность Кыргызстана, сформировавшуюся за более чем три десятилетия.
Таким образом, изменения государственных символов — гимна, флага, герба — являются частью стратегии символического обновления государства, в контексте риторики о суверенитете и традиционных ценностях.
Смена гимна может принести три потенциальных политических выгоды. Во-первых, она закрепляет эпоху Садыра Жапарова в символическом поле, во-вторых, дистанцирует нынешних управленцев от элит 90-х, в-третьих, создает нарратив единства и обновления.
Следовательно, речь идет не только о музыке и тексте, а о создании новой государственной идеологии, где главными принципами являются стабильность, единство и преемственность власти.
Что пошло не так
Формально конкурс на новый гимн все же состоялся, однако после неудачи первого этапа процесс был переформатирован, и лучшие варианты сейчас находятся в ожидании парламентского рассмотрения. Тем не менее, затягивание процесса и отсутствие ясных сроков обозначают проблему этой инициативы.Читайте по теме
Проведем открытый конкурс на текст гимна — Нурланбек Шакиев
Попытка обновить символ государства была представлена как значительный идеологический проект, однако четкого общественного и институционального оформления это не получило. В Жогорку Кенеше пока не готовы даже обозначить примерные сроки обсуждения, и новый гимн остается незавершенной административной процедурой, не отражающей национальное единство.
Таким образом, возникает вопрос: «Почему не удалось изменить гимн с первого раза?» Это подводит нас к другому вопросу: «Насколько общество готово принять обновленный символ, если путь к нему оказался более технократичным, чем народным?»