Ош. Налоговый гнёт

admin Ош
VK X OK WhatsApp Telegram
Ош. Налоговый гнёт

Налоговые тяготы трудового населения города


Налог взимался и с зерновых культур у горожан — херадж, и с бахчевых— танап, и со скотоводства — зякет, с торговли—также зякет, взимался налог и с ремесленного производства, за юридические сделки, за наследование имущества, за сбор хвороста и т. д. Не зря русский ориенталист А. Л. Кун, собравший налоговые ханские записи-дефтеры после падения Кокандского ханства, писал о податном гнете: «Оставался, кажется, один воздух, за право дышать которым не бралось ничего». Налог взимался как натурой, так и деньгами. Широко использовалась трудовая повинность в форме ашара (не следует путать с ашаром — взаимопомощью и коллективным трудом объединившихся соседей). Тяжелой была, естественно, воинская повинность — так называемый «налог кровью».

Уже первые правители Коканда, которым удалось захватить Ош, пытались взимать с его жителей и ок-рестных киргизских кочевников налоги в свою пользу. Усиление гнета кокандских феодалов возрастало по ме¬ре утверждения их власти на юге Киргизии. О размерах податных поступлений хану из Оша и его округи в 40— 70-х годах XIX в. можно судить по данным русских путешественников прошлого столетия. Так, только натуральная подать хану в 1840 г. из Оша составляла 12 тыс. чариков (мера веса в 4 пуда) зерна—10 тыс. чариков джугары и по 1 тыс. чариков пшеницы и ячменя. В переводе на русские ассигнации это приносило доход в 38400 руб. Наблюдалась устойчивая тенденция к их увеличению, ибо все новые и большие налоги устанавливались каждым вновь взошедшим на престол в ханстве правителем.

К налогу деньгами с кочевников, вероятно, перешли ранее, чем с оседлого населения. Во всяком случае, к 70-м годам XIX в. он получил гораздо большее распространение. Это видно хотя бы из документов архива кокандских ханов, в которых налоги, например, по Маргеланскому бекству, включая Ош, Араван и другие киргизские районы, с оседлого населения названы в натуральном выражении (в чариках пшеницы, риса, хлопка, льна, опийного мака), а со скотоводческого — в денежном (в танга и тилла).

Денежный зякет представлял собой немалую статью ханского дохода. Достаточно сказать, что в последние годы ханства зякет со скота кочевников (илатие) Оша и Аравана, племен найман, тейпт, ургу, бига, уйгур, чучук ежегодно составлял один лак шестьдесят две тысячи девятьсот сорок танга - При этом в записях (дефтерах) указывался то район, то род и племя, то предводитель кочевников.

Отсутствие четкого учета показателей налоговых возможностей населения привело к развитию в широких масштабах откупной системы в Коканде и других городах ханства. А. Л. Троицкая, проанализировав хозяйственный архив кокандских ханов, приходит к заключению, что для последних трех десятилетий Кокандского ханства были характерны откупная система податей и правительственных обложений. Практика откупов по нисходящей ступени шла от хана к бекам, а от беков — ниже.

Иногда ханы, в обход беков, сами сдавали откупщикам сбор налогов с определенных районов бекства или кварталов городов.

После занятия Ферганы в 1876 г. начальник города Коканда доносил военному губернатору области: «Весь финансовый строй в Фергане при ханах велся по откупной системе, что одно уже дает серьезный повод сомневаться в справедливости заключающихся в дефтерах сведений; всем известно, что сборщики податей всегда обманывали ханов».

Все это вело к тому, что при взимании налогов по откупной системе «не соблюдалось ни время, ни срок и нередко даже и количество самой подати». Для то¬го, чтобы внести в казну требуемую с населения сумму, откупщики-налогосборщики занимали деньги под про-центы у ближайших купцов, взыскивая затем налог с трудящихся, отнюдь не безвыгодно для себя.

Таким образом и купцы постепенно втягивались в орбиту налоговой эксплуатации трудового населения. Сохранились расписки откупщиков трафаретного содержания: «Подписка о том, что вместо отданных ими кокандскому начальству за общество денег... —ныне они с согласия общества [собирают] следующий харадж с жителей».

Для получения в аренду или на откуп сбора хараджа обычно подавали прошение хану или беку и получали соответствующую грамоту, а население данного района оповещалось особым указом или извещением, где перечислялось количество зерновых, сданных в аренду или на откуп. «По-видимому, — с полным основанием замечает А. Л. Троицкая, — аренда или откуп в ряде случаев перепродавались несколько раз. Первым откупщиком или арендатором хараджа был саркар или доверенное лицо хана или бека, которое в свою очередь сдавало харадж в аренду амлакдару, находившемуся под его контролем».
VK X OK WhatsApp Telegram

Читайте также:

Ош. Налоги и подати

Ош. Налоги и подати

Налоговая эксплуатация в дореволюционном Оше После падения Кокандского ханства 17 февраля 1876 г....

Расписание поездов

Расписание поездов

В стоимость проездного документа не входит комиссионный сбор и налог с продажи билета....

Крепость Кан

Крепость Кан

В среднем течении река Сох принимает приток Абголь (река из озера), в устье которого, на речной...

Ош. Медресе и его вакф

Ош. Медресе и его вакф

Архивы неизвестных документов но истории Оша Став видным кокандским сановником, датхою Алая,...

Ош. Население

Ош. Население

Рост численности жителей Оша «Хотя колониальный путь развития, на который встала Средняя Азия...

Ош. Город и его жители

Ош. Город и его жители

Рассказы отдельных торговцев и других русских людей об Оше Документальные источники времени...

Сафид-Булан

Сафид-Булан

Сафид-Булан. Анализируя архитектуру кокандского периода, известный немецкий искусствовед Б....

Написать номментарий: