Вакф медресе Алымбека
Мутавалий вакфа
Итак, из названных документов видно, что Алымбек, проведя магистральный канал, раздает землю мелкими наделами (в «чеки»] населению с условием исполнения налоговых повинностей в пользу вакфа. Судя по всему, от податей первоначально в чековом хозяйстве был освобожден только дворовый, говоря современным языком, приусадебный участок площадью в два танапа.
Надо полагать, эти необлагаемые сборами наделы от каждого двора не были просто формой благотворительности могущественного феодала, а служили определенным вознаграждением, платой за те затраты и тот труд, которые земледелец, получивший чек, вкладывал в действительную обработку земли, т.е. своеобразной компенсацией за работу, поскольку поднятие целины, орошение пустующих массивов было делом далеко не легким и не ограничивалось проведением головного канала. Авторитетный знаток истории Кокандского ханства В. Наливкин рисует такую картину «оживления» необжитых местностей в ханское время. Если феодал был влиятельным служебным лицом, то, заручившись разрешением хана и пользуясь своими полномочиями, он заставляет население близлежащих кишлаков и айылов копать магистральный арык. Затем пускается вода, обмежовывается, насколько позволяет арык, площадь будущего орошения, и земля объявляется принадлежностью феодала на правах оживления. Но для земледелия эта площадь еще не готова. Такую землю в аренду брать желающих нет. Необходимы еще большие затраты труда для нивелирования участков, проведения ответвленных арыков. Для этого землевладелец приглашает бедняков селиться на его земле, которую делит на участки-чеки, при этом обещает: «...Мы ничего не будем брать с вас, впоследствии... мы вас не обидим». Бедняки-дехкане селились по участкам, возделывали их, оставаясь таким образом как бы несрочными арендаторами.
Можно предположить, что Алымбек раздал в чеки не очень- то пригодные для земледелия участки, оговорив условие, что два танапа при каждом дворе за обработку земель будут освобождены от налогов. Как правитель области - Андижанского вилайета - Алымбек фактически мог сделать такое распоряжение. И на «оживленных» Алымбеком землях появилось новое селение, названное Алымбек-чек.
По вакфному документу мутавалием вакфа Алымбек назвал себя, а позднее - своих потомков. По сведениям начальника Андижанского уезда, собранным в 1876 г., сразу после присоединения Ферганы к России, видно, что медресе Алымбека датки имело доход с большого массива земель. Грамота, выданная (как сказано в «сведениях») Ша-Мурад-ханом в 1859 г., фиксировала, что земли медресе Алымбека датки находятся при кишлаке Чин-Абад и имеют площадь 10 000 танапов, т.е. 1660 дес., или около 1825 га. К 1876 г. под посевами было лишь 5 тыс. танапов, другие 5 тыс. оставались незасеянными, вероятно, под паром.
Как видно из архивных документов, медресе Алымбека в качестве вакфа принадлежало, кроме селения, еще два курганчи - Юз и Гурсумад, происхождение которых остается неясным.
По информацииД. Зайнабитдинова, основные участки вакфных земель медре:е Алымбека располагались в местности Бабалешкар, Кок-Бель и Папан. По данным поземельно-податной комиссии 1893 г., вселении Алымбек-чек вместе с курганчами насчитывалось 819 дес. 1990 сажен обрабатываемой земли, с которой причиталось оброчной подати в казну 1 461 рубль и 24 копейки.
Несомненно, была зафиксирована наличная площадь только в момент обследования и не отражала состояния на период расцвета вакфа. Теи более что к этому времени (точнее еще в 1881 г.) в Ошской волости из «законных», так называемых незаселенных и освобожденных ханами от налогов земель, к вакфу медресе Алымбека датки было причислено всего лишь 30 танапов.
Вакф медресе Алымбека хотя и был оформлен по всем мусульманским канонам, но не был устойчив. Как видно из вышеприведенного документа от 1860 года, семь жителей селения Алым- Абад или Алымбек-чек на каком-то основании возбудили дело о земле, которую считали своей собственностью и которую не желали передавать ни Алымбеку, ни вакфу. Алымбек вынужден был заплатить им 500 золотых, а земля отошла в вакф медресе. Документ не раскрывает тайны и мотивов противоречий, из-за которых возник спор между могущественным феодалом и землевладельцами, причем разрешенный не в пользу ханского сановника. Здесь можно предположить, что Алымбек, пользуясь своей властью правителя, - хакима Андижанского вилайета, попытался сначала просто расширить свое вакфное владение за счет соседей, но те, заручившись чьей-то влиятельной поддержкой, возбудили иск, и феодал вынужден был уступить, однако все же выкупил их участки за деньги и в конце концов присоединил к своему вакфу.
Кыргызский вакф XIX века