"Отрицание рухнуло". Эксперты ООН подтвердили использование принудительного труда в Китае

Ирэн Орлонская В мире
VK X OK WhatsApp Telegram
Существует мнение, что принудительный труд в Синьцзяне и Тибете — это "вымысел Запада", однако новое официальное заявление ООН опровергает эту точку зрения. Об этом сообщает издание Bitter Winter.

Группа независимых экспертов и специальных докладчиков ООН, назначенных для расследования случаев нарушения прав человека, выпустила заявление, которое ставит под сомнение многолетние попытки отрицания данной практики. Оно распространяется в условиях жесткого контроля в Тибете и других регионах.

Среди авторов документа находятся такие специалисты, как Томоя Обоката, специальный докладчик по современным формам рабства, Николя Левра, специальный докладчик по меньшинствам, а также Александра Ксантаки и Сиобхан Маллалли, работающие в области прав человека и торговли людьми.

Эти эксперты выступают как своего рода "трибунал совести", и их выводы весьма резки.

В заявлении упоминается о "стабильной модели предполагаемого навязывания принудительного труда этническим меньшинствам в нескольких китайских провинциях", где некоторые аспекты принуждения могут быть приравнены к насильственному перемещению и/или порабощению как к преступлению против человечности. Таким образом, ООН фактически выдвигает обвинения против второй по величине экономики мира, опираясь на авторитетные механизмы защиты прав человека.

На протяжении долгого времени сторонники Пекина утверждали, что свидетельства уйгуров, казахов, кыргызов и тибетцев — это фикция, спутниковые снимки неправильно интерпретированы, а утечки документов фальсифицированы. Эти доказательства считались "западной пропагандой". Однако теперь ООН, которая ранее считалась нейтральной инстанцией, подтвердила, что система трудовых переводов в Китае является принудительной и проводится в массовых масштабах.

В своем исследовании эксперты детализируют, как государственные программы "снижения бедности через трудовые переводы" фактически заставляют представителей меньшинств принимать трудовые предложения с невозможностью отказа. В условиях жесткого контроля отказ становится неосуществимым. В пятилетнем плане Синьцзяна прогнозируется "13,75 миллионов случаев трудовых переводов", что ставит под сомнение любые утверждения о добровольности. Когда "переводятся" миллионы людей, говорить о свободе выбора практически невозможно.

Особое внимание - Тибету

Эксперты полагают, что "число тибетцев, затронутых трудовыми переводами в 2024 году, близко к 650 тысячам". Эти процессы сопровождаются подготовкой в стиле военной дисциплины и давлением, что практически исключает возможность несогласия. Целые деревни подлежат переселению в рамках политики "перемещения целых населенных пунктов", основанной на "скрытых угрозах наказания, повторных визитах по домам, запрете критики и угрозах отключения жизненно важных коммунальных услуг".

С 2000 по 2025 год "примерно 3,36 миллиона тибетцев оказались затронуты" программами, направленными на разрушение кочевого образа жизни и создание зависимости от государства.

Это представляет собой масштабный проект социального переустройства. Под предлогом борьбы с бедностью происходит принудительное изменение идентичности. Эксперты предупреждают, что для уйгуров и тибетцев такая политика "насильственно меняет их традиционные сельскохозяйственные или кочевые способы существования, перемещая их в места, где они вынуждены заниматься наемным трудом", что ведет к размыванию "языка, выбранных сообществ, образа жизни, а также культурных и религиозных практик". Это можно рассматривать как культурное разрушение, оформленное административными решениями.

Последствия выходят далеко за пределы Китая

Товары, производимые с использованием принудительного труда, попадают в глобальные цепочки поставок, зачастую через третьи страны. Эксперты обращаются к международному бизнесу с настоятельным призывом: "Компании должны убедиться, что их деятельность и цепочки создания стоимости не связаны с принудительным трудом". Это требование основывается на Руководящих принципах ООН по вопросам бизнеса и прав человека и сопровождается новым призывом предоставить независимым правозащитным механизмам ООН неограниченный доступ — шаг, на который Пекин последовательно не идет.

Авторы заявления подчеркивают, что время, когда защитники отрицания могли ссылаться на неубедительные аргументы, истекло.

ООН высказалась четко и недвусмысленно. Игнорировать неопределенность становится все труднее: доказательства значительны, формулировки ясны, а моральная ответственность высока.

Принудительный труд в регионах проживания национальных меньшинств Китая — это не миф, не геополитическая идеология и не выдумка. Это задокументированная реальность, утверждают эксперты. И теперь тем, кто ранее отвергал подобные факты, придется принять во внимание выводы организации, которой доверяли определение истины, и которая подтвердила слова выживших, исследователей и журналистов.

Иллюстрация на главной странице - из соцсетей.
VK X OK WhatsApp Telegram

Читайте также: