По словам Amnesty International, действия США 3 января представляют собой нарушение Устава ООН и создают дополнительные риски для международного порядка. В то же время продолжаются акты насилия со стороны правительства Мадуро против венесуэльцев.
Генеральный секретарь Amnesty International Аньес Калламар заявила: «Военные действия США в Венесуэле представляют собой явное нарушение Устава ООН и ставят под угрозу безопасность гражданских лиц, разрушая при этом защитные механизмы международного права. Применение силы со стороны администрации Трампа было не только незаконным, но и несет потенциальные угрозы для прав человека в Венесуэле, может поощрять аналогичные действия других государств и предвосхитить новые военные действия США в будущем».
Аньес Калламар, генеральный секретарь Amnesty International
Президент Трамп сам признавал, что контроль над ресурсами и геополитическая позиция в регионе стали основными мотивами удара 3 января. Он открыто заявил о своем праве определять политику в отношении Венесуэлы, в то время как временный президент Дельси Родригес продолжает демонстрировать риторику сопротивления, несмотря на фактическое сотрудничество с США. В условиях внутренней нестабильности и продолжающейся репрессии венесуэльское население сталкивается с новой угрозой — растущим вмешательством США, которое угрожает их правам и безопасности.
«Безнаказанность за преступления против человечности, совершенные властями Мадуро, сохраняется и при правительстве Родригес. Жертвы продолжают ожидать справедливости: шаги к правосудию до сих пор не предприняты, а гражданское общество продолжает подвергаться репрессиям», — добавила Аньес Калламар.
Калламар отметила: «Мы осуждаем как незаконное применение силы Соединенными Штатами, так и преступления венесуэльского режима против своего народа. Это не должно затмевать необходимость привлечения к ответственности за серьезные нарушения прав человека, совершаемые венесуэльскими властями. Две лжи не делают правды. Необходима ответственность за действия администрации Трампа, а также за преступления по международному праву, совершенные венесуэльскими властями».
Аньес Калламар, генеральный секретарь Amnesty International
Публичные угрозы президента Трампа о расширении односторонних военных действий в других регионах, сопровождаемые риторикой контроля над Венесуэлой и ее нефтяными ресурсами, угрожают международным правовым нормам. После удара по Венесуэле Трамп также угрожал применением силы против Колумбии, Кубы и других стран. В то же время Китай продолжает свои действия против Тайваня, а Россия — против Украины.
«Эти действия представляют собой попытки подорвать международные нормы, защищающие гражданское население и предотвращающие конфликты. Другие государства должны противостоять этим попыткам», — подчеркнула Аньес Калламар.
Что делает эти действия незаконными
Международное право четко определяет, что статья 2(4) Устава ООН запрещает угрозу или применение силы против территориальной целостности любого государства; статья 2(3) требует мирного разрешения споров. Декларация о принципах международного права также закрепляет запрет на вооруженное вмешательство. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 3314 определяет агрессию, подчеркивая, что первое применение силы государством является prima facie доказательством акта агрессии, включая бомбардировки и нападения на вооруженные силы другого государства. Операция 3 января включает в себя такие действия.
Соединенные Штаты начали эскалацию конфликта с внесудебных казней и захвата президента Мадуро под предлогом борьбы с наркоторговлей, но вскоре стало ясно, что истинной целью является контроль над природными ресурсами Венесуэлы. Даже если бы утверждения о борьбе с наркоторговлей были правдой, осуществление юрисдикции на территории другого государства без его согласия остается незаконным и нарушает суверенитет. Наркоторговля не является «вооруженным нападением», которое может оправдать самооборону в соответствии со статьей 51 Устава ООН.
Межамериканский юридический комитет также подтвердил, что единственными исключениями из запрета на применение силы являются самооборона и санкция Совета Безопасности ООН; эти ограничения важны для защиты мира и прав человека.
Атака США подпадает под три из семи действий, которые резолюция 3314 определяет как акты агрессии: «вторжение или нападение вооруженных сил государства на территорию другого государства»; «бомбардировка территории другого государства»; «нападение на вооруженные силы или флоты другого государства».
Международное право в области прав человека также всегда применяется. Комментарий № 36 Комитета ООН по правам человека ясно указывает, что акты агрессии, которые приводят к лишению жизни, ipso facto нарушают право на жизнь.
«Никакое название не может сделать бомбардировку законной. Право определяется фактами, а не политической риторикой. Без санкции Совета Безопасности или реального основания для самообороны одностороннее применение силы США против Венесуэлы было незаконным и является актом агрессии», — заявила Аньес Калламар.
Ситуация в Венесуэле: репрессии продолжаются
На протяжении многих лет Amnesty International и международные организации документируют систематические репрессии, включая произвольные задержания, насильственные исчезновения и пытки, направленные против правозащитников и политических оппонентов. В 2019 году Amnesty International зафиксировала факты массовых атак венесуэльского правительства на гражданское население и пришла к выводу, что со времени 2014 года совершаются преступления против человечности. С тех пор организация опубликовала новые доказательства насильственных исчезновений и других преступлений, призывая к расследованиям и поддерживая работу международных органов, занимающихся расследованием в Венесуэле.
«Преступления против человечности не прекращаются с уходом Мадуро. Венесуэльские жертвы и их семьи продолжают переживать физические и психологические травмы. Государственная машина, ответственная за эти преступления, остается на месте, и вмешательство США лишь усугубляет ситуацию», — добавила Калламар.
Аньес Калламар, генеральный секретарь Amnesty International
После захвата Мадуро венесуэльские власти объявили о освобождении ряда задержанных, однако на практике это коснулось лишь небольшой группы. Освобожденные находятся под произвольным надзором, что делает это решение лишь жестом, не приносящим реальной пользы. Применение силы со стороны США может привести к увеличению репрессий со стороны венесуэльского правительства против любых предполагаемых критиков.
При правительстве Дельси Родригес продолжаются задержания и преследования тех, кто поддерживает оппозицию. Сообщения подтверждают новые случаи произвольных задержаний, включая 14 журналистов, задержанных во время пресс-конференции, а также угрозы и репрессии, которые повторяют практики последних десяти лет.
«Власти Венесуэлы должны немедленно освободить всех произвольно задержанных, прекратить насильственные исчезновения и пытки, а также гарантировать права на свободу слова, собраний и объединений. Иные действия лишь усугубят нарушения и укрепят безнаказанность», — заключила Аньес Калламар.
В 2020 году Офис прокурора Международного уголовного суда подтвердил, что в Венесуэле совершаются преступления против человечности с 2017 года, и было начато официальное расследование. Несмотря на попытки властей Венесуэлы остановить его, расследования продолжаются.
С учетом масштабов нарушений, Николас Мадуро может стать объектом уголовного преследования Международного уголовного суда, если будут собраны необходимые доказательства.
«Жертвы имеют право на правосудие и возмещение. Мы призываем Международный уголовный суд ускорить свою работу и выдать ордера на арест при наличии достаточных доказательств», — добавила Калламар.
Опасный прецедент для международного права
После удара 3 января президент Трамп фактически заявил, что США не собираются соблюдать международные правовые нормы и что Западное полушарие является регионом, который США могут контролировать по своему усмотрению. Эта позиция стала известна как «доктрина Трампа-Монро». Действия США не являются первыми односторонними военными действиями, но, возможно, это первый случай, когда они пытаются оправдать свои действия так явно противоречащими принципам международного права.
Удар 3 января завершил ряд атак США на «наркосудна», которые Amnesty International и эксперты расценивают как внесудебные казни. Наращивание военного присутствия США в Карибском регионе и угрозы применения силы против преступных групп размывают границы между правоохранительной деятельностью и войной.
Наши требования к защите прав человека
Все государства должны подтвердить верховенство Устава ООН и необходимость запрета на применение силы в международных отношениях. На многосторонних форумах и в двусторонних переговорах правительства должны отвергать одностороннее применение силы и акцентировать внимание на защите гражданского населения и прав человека.
«Сегодняшнее молчание станет завтрашним одобрением насилия. Государства должны провести четкую границу. Страдания тех, кто пострадал от незаконного применения силы, и тех, кто подвергается репрессиям, — это не конкурирующие трагедии. Единственный путь, который уважает достоинство всех, — это соблюдение международного права и расследование нарушений», — заключила Аньес Калламар.
США должны прекратить применение силы против Венесуэлы и провести независимые расследования случаев гибели гражданских лиц. Эти шаги необходимы не только в соответствии с международным правом, но и для восстановления доверия к тому, что гражданские лица не являются разменной монетой в геополитических играх.
Венесуэльские власти должны прекратить преступления против человечности, гарантировать право на жизнь и освободить всех произвольно задержанных; прекратить насильственные исчезновения, пытки и другие виды жестокого обращения; демонтировать провластные вооружённые группы и гарантировать права на свободу выражения, собраний и политического участия. Ответственные за эти преступления должны быть привлечены к ответственности, а жертвы должны получить право на правосудие и возмещение. Новый контекст не может служить оправданием для репрессивной политики.