Голову командира спецназа «Мусульманский батальон», в составе которого воевал парень из кыргызского села, оценили в 1 млн долларов

Владислав Вислоцкий Эксклюзив
VK X OK WhatsApp Telegram
15 февраля 2024 года отмечается 35-летие со дня вывода советских войск из Афганистана, где военные действия продолжались с 1979 по 1989 годы.

Одним из тех, кто принимал участие в этой войне, является Шейшенбек Шаршенкулов.

Шаршенкулов вырос в селе Ак-Башат, расположенном в Жайылском районе, где и завершил свое обучение в школе. В 1980 году его призвали на службу в армию. Первые 10 дней он провел в Калининском райвоенкомате, а затем, обучаясь в аэроклубе на Сосновском повороте, освоил навыки парашютиста, совершив три прыжка. Хотя он стремился попасть в «автобат», военкомат направил его в Казахстан, где он стал частью десантных войск.

«Мы прибыли в Капчагай 8 января. В это время было ужасно холодно. Я попал в спецназ «Мусульманского батальона», в составе которого было еще пятеро ребят из Жайылского района. Остальные солдаты и офицеры были из Казахстана, Узбекистана и других республик СССР. Тогда между СССР и Китаем существовал «железный занавес», и мы изучали китайский язык, разведку и минно-подрывное дело», — делится своими воспоминаниями Шаршенкулов.

По его словам, основная служба в Афганистане началась в начале февраля 1981 года. В 3 часа ночи батальон был поднят по тревоге, и каждому приказали снять все опознавательные знаки. В тот же день они отправились на пароме с военной техникой, боеприпасами и продовольствием, направляясь через Узбекистан в город Меймене. Для этого им пришлось преодолеть около 500 километров по территории Афганистана. В первом же кишлаке их встретили огнем — подбили первую машину, и началась перестрелка. Из 500 человек батальона в этом бою погибли семеро, большинство из которых были юными и не представляли, что такое война, не осознавая, что им придется спасать раненых и терять товарищей, с которыми они еще вчера делили пищу.

Шаршенкулов рассказывает, что, несмотря на трудности, им удалось добраться до Меймене. «Но все трудности войны еще ожидали нас впереди. Мы расположились в палаточном городке, и наша задача заключалась в том, чтобы совершать выезды на 2-3 дня, расчищая дороги для советских войск и оказывая медицинскую помощь раненым. Мы возвращались на базу только для отдыха и личной гигиены, после чего снова отправлялись в разведку. У нас было современное вооружение, но с моджахедами было непросто сражаться. Тактикам горной войны нас не обучали, а они имели все преимущества: хорошую выносливость, знали местность и прятались в пещерах. Нам приходилось заново осваивать их тактику», — продолжает ветеран.

Разведывательная группа, в которой служил Шаршенкулов, готовилась к важной операции, рассчитанной на 3 месяца. Их задача заключалась в работе в одной из самых горячих точек, высоко в горах, где находилась база мятежников. Эти условия были самыми суровыми в его службе.

«Наш отряд находился на большой высоте, где днем было жарко, а ночью — морозно. Мы хранили запасы в глиняном женском монастыре, который подвергся обстрелу. Ночевали в машинах по 2-3 человека. Запускать двигатель или разжигать костер было запрещено, чтобы не привлечь внимание врага. Мылись в реке, а стирать вещи было невозможно, поэтому вскоре нас начали одолевать вши. Спать в машине было крайне сложно, так как каждый из нас чесался до крови. Мы проводили совместные операции с афганскими солдатами, но полностью доверять им не могли — каждый мог перейти на сторону моджахедов. Воду мы брали из колодца с опаской, сначала давали ее выпить пленным, а потом пили сами. Так мы провели три месяца, после чего нас отправили в Мазари-Шариф для проведения еще одной операции», — вспоминает ветеран.

Позже «Мусульманский батальон» разместился в Мазари-Шариф, где произошло одно из значительных событий, после которого Шаршенкулов был выдвинут на награду за спасение более 15 человек. Несколько боевых машин двигались к месту дислокации через афганский поселок.

Во время этого движения Шаршенкулов заметил, как один из моджахедов нацелил гранатомет на колонну. Враг использовал тактику, которая могла повредить обе боевые машины. Гранатомет был направлен на БМП-021 и БМП-022, и моджахед был готов нажать на спусковой крючок, но Шаршенкулов первым ликвидировал его. За это он был награжден боевым орденом. «Однако радость от награды омрачила утрата двух моих боевых командиров в перестрелке, произошедшей накануне. На войне самое тяжелое — это терять людей, которые становятся тебе близкими», — делится Шаршенкулов.

Шейшенбек Шаршенкулов прослужил в Афганистане 1 год и 3 месяца, участвуя в самых напряженных боях, в том числе против опасного полевого командира Ахмад Шаха Максуда, который угрожал уничтожить «Мусульманский батальон» за месяц и предлагал миллион долларов за голову их командира.

«Из Жайылского района в Афганистан было отправлено 220 призывников, из которых 36 были из Ак-Башата. Меня долго волновал вопрос, почему в нашем селе нет памятника ветеранам Великой Отечественной войны. В административном центре, селе Ново-Николаевка, памятник есть, но на нем указаны имена лишь трех фронтовиков, хотя их было гораздо больше. Поэтому я занялся решением этого вопроса. Полгода я обращался в Министерство обороны КР, и в 2018 году, благодаря поддержке однополчан, нам выделили боевую машину пехоты (БМП)», — вспоминает ветеран, ставший инициатором строительства памятника.

Оформление разрешительных документов и доставка БМП в удаленное село оказалось лишь половиной дела; затем предстояло найти подходящее место и установить памятник. «Для разгрузки танка мы привлекли две единицы специальной техники. БМП выгрузили и оставили на развилке между тремя селами — Ак-Башат, Арал и Айдарбек. Однако работа была временно приостановлена. БМП простояла полтора года, и моя жена Айгуль-эже сказала: «Шейшенбек, посмотри, твой танк зарос травой, скоро его не будет видно. Нужно что-то делать», — это подтолкнуло меня к дальнейшим действиям», — рассказывает Шаршенкулов.

Еще полтора года ушло на то, чтобы Ак-Башатский айыл окмоту и местные депутаты нашли средства для установки ограждения, строительства памятника и благоустройства территории. Теперь здесь растут елочки, стоят крытые скамейки, а на постаменте величественно располагается боевое пехотное транспортное средство с номером 022, как в годы службы Шаршенкулова. На памятнике выбиты имена 115 ветеранов Великой Отечественной войны и несколько фамилий воинов-«афганцев», которые ушли из жизни в мирное время. Все они — жители села Ак-Башат.
VK X OK WhatsApp Telegram

Читайте также:

Рай и ад Амазонии

Рай и ад Амазонии

Еще с детства Амазонка была моей мечтой. В мальчишеских представлениях это был рай с попугаями,...