Трансформация формы землепользования кыргызов во второй половине XIX - начале XX в.

admin Этнография
VK X OK WhatsApp Telegram

Трансформация формы землепользования кыргызов


Существовала патронажная система, которая наиболее ярко проявлялась в богатых коллективах. Состоятельные предводители распределяли продукты совокупного труда, наращивали сети социальных связей, обеспечивали правовую защиту своих подопечных. К главам общин обращались за советом и помощью, и они должны были находить выход из сложных ситуаций. Это способствовало развитию патерналистской психологии. Парадокс заключался в том, что, с одной стороны, любая самостоятельная семья, являющаяся отдельной экономической единицей, соблюдала общепринятые нормы обычного права и коллективные обязательства, а с другой - не всегда могла защитить свои частные интересы, несмотря на либеральность общины по сравнению с родоплеменными структурами. Объективно насущная необходимость кооперирования скотоводов и порождала общинное мышление.

Скотоводам было неудобно массово концентрироваться на ограниченном пространстве из-за специфики их экстенсивного хозяйства. В обычное мирное время размеры общины ограничивались количеством наличного скота разных видов и пастбищными ресурсами, в пределах которых можно было свободно выпасать его, а также ландшафтом. Размер и состав кочевого коллектива колебался по сезонам: в зимнее время он был минимальным, а на высокогорных летних пастбищах, где выпасался скот летом, - максимальным. На узких лощинах, где размещались зимой кочевники, невозможно было располагаться большими группами, не было и необходимости интеграции малых общин в этот период.

Скот выпасался на относительно большем радиусе от зимних стоянок. «Каждое урочище было занято одним или двумя небольшими родами, объединенными в один или два самостоятельных хозяйственных аула» (Ильясов, 1963. С. 207).

Структурно и численно кочевая община расширялась с наступлением тепла, когда погодные условия и появление свежего травяного покрова позволяли провести перекочевку на высокогорные альпийские пастбища. На летних стоянках несколько минимальных общин локализовались в одной местности с небольшим удалением друг от друга. Такое расселение и контакты между малыми общинами были продиктованы не только хозяйственными, но и духовными потребностями кочевников летом: организацией коллективной охоты, народных игр и развлечений, взаимных угощений (улуш, шерине).

При экстремальных обстоятельствах, особенно в нестабильные периоды войн и междоусобиц, кыргызы вынуждены были сосредоточиваться для коллективной защиты неприятельских нашествий. Происходило преобразование скотоводческих общин в военно-кочевые подразделения, выступавшие составной частью целого рода или объединения племен. В такие периоды селились, ставя юрты вдоль реки непрерывной цепью, на что обратил внимание В. В. Радлов. В условиях политической нестабильности и войны общины и роды разной величины не только оборонялись, но и кочевали вместе. Так, произошло объединение многочисленных айылов под руководством Уметаалы в период, когда шел процесс присоединения кыргызских территорий к России.

Во второй половине XIX - начале XX в. формы землепользования трансформировались. «Очевидно, под влиянием некоторого утеснения стали дробиться пастбищные угодья и закрепляться уже за более мелкими группами. Прямой захват целого ряда лучших зимовых пастбищ со стороны русских (с севера) и со стороны узбеков (с юга) также несомненно сказался на формах пользования землей, которая стала уже ценностью, тщательно оберегаемой как от новых пришельцев, так и от соседних кочевых групп» (Погорельский, Батраков, 1930. С. 91).

Наметилась тенденция превращения пригодных к возделыванию призимовочных угодий в частную собственность.

Одна община, которая объединяла несколько семей близких родственников и свойственников, на рубеже XIX-XX вв. стала административной единицей. Так, «Сарыбагышская волость Пишпекского уезда состояла из 135 айылов, во главе этих айылов стояли 135 айыльных аксакалов. Каждый айыл имел от 4 до 15 хозяйственных юрт. Мужчин насчитывалось 3905, женщин - 1980. Все 135 айылов составляли 16 административных центров. Тургеневская волость Пржевальского уезда состояла из 162 айылов, управляемых 162 аксакалами. Все 162 селения входили в состав административных айылов с населением 5963 мужчины и 4677 женщин» (Айтбаев, 1962. С. 118). Юрта главы общины, как правило, располагалась в центре, вокруг - юрты остальных членов общины.

Российская власть использовала традиционную социальную организацию кыргызов: административные айылы, во главе которых стояли айыл аксакалдары, являлись низовой структурой управления и сбора налогов. Основная экономическая функция общины не потеряла своей актуальности в условиях установлении советской власти. В первой трети XX в. из хозяйствен-но-экономических соображений, для сохранности охраны пастбищ, защиты скота от нападения, грабежа, рационального сбыта скота на рынках хозяйства объединялись от 3 до 21 в одну группу, чаще всего - по 6 хозяйств, численность скота в них колебалась в пределах от 200 до 1500 голов (Сыдыков, 1992. С. 111, 112).

В годы перехода к оседлости структура кочевой общины оказала влияние на характер расселения и размеры поселений. Оседающий скотовод стремился учесть условия для выпаса скота в зимнее время года. Для строительства зимних помещений собирались небольшими группами в 5-10-15 хозяйств, а наиболее зажиточные хозяйства часто обособлялись от других. Поселения создавались на значительных расстояниях одно от другого. Малая плотность населения, рассосредоточенность строений, патронимический характер расселения, наличие в родовом составе «инородцев» являлись общей чертой кыргызских поселений в 20-е годы XX в., жители которых имели между собой тесные экономические, социальные связи, составляя общину оседающих скотоводов (Сахаров, 1934. С. 104).

В советское время общинные традиции продолжались в пределах сел и кварталов. Проживающие на одном участке семьи были интегрированы в соседско-территориальную общину, представляли собой единый коллектив. Близкие родственники стремились быть соседями. Рядом с ними могли поселиться представители других родов. Между жителями существовали хозяйственные, духовные и иные связи. Соседи формировали общую отару овец, которых выпасали по очереди. Такая практика продолжается и в наши дни.

Институт общины претерпевает немало изменений со времени распада Советского Союза. В первую очередь это связано с признанием государством разных форм собственности. Активные миграционные движения, процесс глобализации также оказывают на эти процессы существенное влияние. Былые прочные связи общинников становятся слабыми и эпизодическими из-за изменения социальных ценностей, нарастающей тенденции индивидуализации общества.

«Внутренний дуализм» кочевых общин кыргызов
VK X OK WhatsApp Telegram

Читайте также:

Скотоводство у кыргызов

Скотоводство у кыргызов

СКОТОВОДСТВО Ведущей отраслью традиционного хозяйства кыргызов являлось экстенсивное скотоводство,...

Состав стада кыргызов

Состав стада кыргызов

Состав стада Кыргызы разводили лошадей, овец, яков, коз, верблюдов, крупный рогатый скот. Для...

Сущность санжыра

Сущность санжыра

Санжыра является устной летописью, в которой отражены генеалогические ветви отдельных родов,...

Типы кыргызской семьи

Типы кыргызской семьи

Преобладающим ти­пом в конце XIX - начале XX в. была малая семья, которая состояла из пря­мых...

Написать номментарий: