Мировые державы не смогли договориться о контроле над военным ИИ

Арестова Татьяна Эксклюзив
VK X OK WhatsApp Telegram
Мировые державы не смогли договориться о контроле над военным ИИ

На саммите Responsible AI in the Military Domain (REAIM), состоявшемся 5 февраля в Ла-Корунье, Испания, только 35 из 85 стран-участниц подписали декларацию, касающуюся управления искусственным интеллектом в военных целях.

Соединенные Штаты и Китай, две ведущие военные державы, не присоединились к этому документу, сообщают СМИ.

Представители стран отметили, что на решение о подписании соглашений оказали влияние напряженные отношения между США и их европейскими союзниками, а также неопределенные перспективы трансатлантических отношений в будущем. В результате некоторые государства предпочли избегать даже политических обязательств.

Декларация подчеркивает растущую озабоченность по поводу стремительного развития ИИ: правила его использования в военной сфере могут не успевать за технологическим прогрессом, что увеличивает вероятность ошибок и непреднамеренной эскалации конфликтов.

Министр обороны Нидерландов Рубен Брекельманс охарактеризовал ситуацию как «дилемму заключенного»: правительства сталкиваются с необходимостью вводить ответственные ограничения, но одновременно опасаются, что это может поставить их в неблагоприятное положение по сравнению с конкурентами. Он подчеркнул, что Россия и Китай движутся с большой скоростью, что создает давление на другие государства для ускорения разработок, а также усиливает необходимость ответственного подхода к использованию таких технологий.

Страны, подписавшие декларацию, согласились с 20 основными принципами, в числе которых выделяется человеческая ответственность за применение ИИ в оружии, важность четкой структуры командования и управления, а также обмен информацией о национальных механизмах надзора, если это не противоречит интересам национальной безопасности. Также подчеркивается необходимость оценки рисков, надежного тестирования и подготовки персонала, работающего с военными системами ИИ.

Несмотря на важность документа, он не имеет юридической силы. Ясмин Афина, исследовательница из Института ООН по изучению проблем разоружения, участвовавшая в разработке декларации, отметила, что даже в таком формате некоторые страны испытывали дискомфорт, поскольку на этот раз речь шла о более конкретных подходах, чем в предыдущие годы.

Для сравнения: на предыдущих саммитах в Гааге и Сеуле в 2023 и 2024 годах около 60 стран поддержали более общую «дорожную карту действий» без юридических обязательств. Тогда США одобрили документ, тогда как Китай, как и в этот раз, остался в стороне.

VK X OK WhatsApp Telegram

Читайте также: