
Европейская стратегия по вопросам миграции и убежища указывает на то, что «угрозы, связанные с инструментализацией мигрантов и использованием миграции в качестве оружия со стороны России и Беларуси, возросли в контексте агрессивной войны России против Украины». Беларусь, как и Россия, упоминается в этом контексте, играя роль соучастника агрессии и исполнителя гибридных атак с использованием мигрантов. В документе, выпущенном Еврокомиссией, говорится, что с 2021 года использование миграции в политических целях усугубило проблему безопасности в ЕС.
Несмотря на это, Россия и Беларусь все еще числятся в списке третьих стран, с которыми у Евросоюза существуют соглашения о реадмиссии, что юридически позволяет возвращать мигрантов в эти государства.
В новой визовой стратегии Россия и Беларусь не упоминаются открыто.
Основные направления новой миграционной политики
29 января Европейская комиссия приняла первую стратегию на ближайшие пять лет в области убежища и миграции. Основные цели включают: борьбу с нелегальной миграцией, ликвидацию преступных сетей, защиту беженцев и предотвращение злоупотреблений системой предоставления убежища, а также привлечение квалифицированной рабочей силы в ЕС.
Вместе с общей стратегией миграции Еврокомиссия также представила первую визовую стратегию в условиях «региональной нестабильности и геополитической конкуренции». По словам брюссельских чиновников, она нацелена на укрепление безопасности в ЕС и создание более последовательной визовой политики.
Изменения в визовой политике
Стратегия включает отказ от традиционных визовых наклеек и введение полной цифровизации визовых процедур, что должно помочь предотвратить мошенничество, превышение сроков пребывания и использование фальшивых удостоверений личности.
Безвизовый режим теперь рассматривается как привилегия, зависящая от политики и безопасности третьих стран. «Безвизовый режим не является постоянным правом, а представляет собой привилегию, для сохранения которой необходимо прилагать постоянные усилия», — указывается в новой визовой стратегии. Следовательно, пересмотренный механизм приостановки безвизового режима будет служить ответом на «злоупотребления и проблемы безопасности» в третьих странах.
Визовые меры как способ политического реагирования
Хотя Россия не упоминается напрямую в визовой стратегии ЕС, в документе отмечается, что «в последние годы ЕС сталкивается с возрастающей враждебностью со стороны ряда третьих стран, включая гибридные атаки и манипуляции». В таких условиях выдача виз может быть признана «нецелесообразной», так как это создает риски для безопасности ЕС и его международных отношений, особенно в случае туристических виз и неофициальных поездок без обоснования цели поездки.
В ближайшее время Еврокомиссия может предложить ввести новую категорию ограничительных визовых мер, позволяющую принимать обязательные решения по приостановке, ограничению или отклонению заявок на визы из враждебных стран. Эти меры могут быть направлены на владельцев дипломатических и служебных паспортов, а также на действующих и бывших комбатантов государства-агрессора. В настоящее время запрет на въезд в ЕС вводится лишь в рамках санкционных режимов, которые должны одобряться всеми государствами-членами единогласно.
Гуманитарные визы остаются доступными
В новой визовой стратегии подчеркивается, что выдача гуманитарных виз остается разрешенной. Страны ЕС могут продолжать выдавать краткосрочные визы по гуманитарным причинам в исключительных случаях, даже если стандартные условия въезда не соблюдены. Однако законодательство ЕС не требует от государств-членов выдачи гуманитарных виз для желающих подать заявление на получение статуса беженца.
Гуманитарные визы не зависят от гражданства: каждый случай рассматривается индивидуально на основе исключительных обстоятельств, таких как права человека, политические преследования и другие факторы.