В конце января этого года университет ООН представил исследование, в котором была обозначена новая реальность — «эра глобального водного банкротства». Доклад подчеркивает необходимость адаптации к текущим условиям, связанным с хроническим истощением подземных вод, чрезмерным использованием водных ресурсов, деградацией земель, вырубкой лесов и загрязнением природы.
Авторы исследования отмечают, что термины «водный стресс» и «водный кризис» больше не адекватно отражают действительность. Каве Мадани, руководитель Института воды, окружающей среды и здоровья университета ООН, акцентирует внимание на том, что «многие регионы превышают свои гидрологические возможности».
В Кыргызстане последствия климатических изменений, наряду с другими факторами, влияют на гидрологический режим рек, что подчеркивает необходимость пересмотра водной политики. Исследования Института мировых ресурсов показывают, что Кыргызстан находится в зоне высокого водного стресса и приближается к критическому уровню в сравнении с другими регионами.
Прежде чем обсуждать обновление водной повестки, важно выделить несколько ключевых фактов:
- По оценкам международных организаций, 40% населения мира сейчас страдает от нехватки воды, и к 2050 году ожидается рост потребления пресной воды на 40%;
- К 2050 году 75 миллионов человек будут жить в условиях острого дефицита воды, в основном из-за роста населения и увеличения водопотребления;
- Согласно данным Всемирного банка, в Центральной Азии более 37 миллионов человек (49% населения) живут в зонах с острым дефицитом воды;
- В странах региона ожидается ежегодное снижение темпов экономического роста на 6% из-за нехватки воды, при этом Всемирный банк подчеркивает важность воды для экономического развития;
- Кыргызская Республика располагает значительными водными ресурсами, ежегодный объем которых составляет около 50 миллиардов кубометров, полностью формируемых на ее территории;
- При этом Кыргызстан использует только 25% этих ресурсов, в то время как 75% направляются в соседние страны, что делает его ключевым игроком в водной политике региона.
Несмотря на то что нормы вододеления были установлены еще в советское время и основывались на предположении о стабильности климата, Кыргызстан продолжает соблюдать прежние соглашения в сфере водных ресурсов. Страна, понимая важность воды для экономик нижнепоходных государств, более 30 лет сохраняет установленные лимиты водозабора, обеспечивает услуги по накоплению и распределению воды, а также поддерживает качество водных ресурсов и безопасность гидротехнических сооружений.
Однако условия, при которых Кыргызстан получал энергоресурсы от нижнепоходных стран в обмен на воду, уже не существуют. В связи с нарастающей проблемой водного дефицита кыргызская сторона заинтересована в возвращении к взаимовыгодному компенсационному механизму в водно-энергетической сфере. Водная дипломатия поможет найти баланс между национальными интересами и интересами региона. В 2025 году в рамках международного проекта начнется работа по разработке принципов этого механизма, который учтет энергетическую и экономическую ценность воды.
Для эффективного управления водными ресурсами Кыргызстану необходимо модернизировать инфраструктуру и укрепить международное сотрудничество на основе доверия. С учетом растущего разрыва между запасами и потребностями в воде, актуальными становятся вопросы рационального использования ресурсов как в Кыргызстане, так и в регионе в целом.
В 2023 году президент Кыргызстана Садыр Жапаров инициировал создание Регионального центра по внедрению энергоэффективных и ресурсосберегающих технологий в Бишкеке. Эта инициатива позволит повысить эффективность использования водных и энергетических ресурсов и снизить негативное воздействие на окружающую среду.
Содействие со стороны соседей и международных партнеров поможет в преодолении надвигающегося водного кризиса. Это вполне достижимо с учетом высокого уровня стратегического сотрудничества Кыргызстана с соседними государствами.
Вопросы управления водными ресурсами становятся приоритетными. Важным шагом стало создание Национального совета по водным и земельным ресурсам при президенте Кыргызстана и специализированного министерства. Реализуется новый Водный кодекс и продолжается выполнение Национальной водной стратегии до 2040 года, которая включает создание устойчивых механизмов управления водными ресурсами.
Учитывая, что водная дипломатия включает международные правовые инструменты и сотрудничество, важно, чтобы деятельность региональных организаций соответствовала интересам всех стран, как верховьев, так и низовьев. При отсутствии соблюдения этого принципа необходимо реформировать работу таких организаций и пересмотреть устаревшие документы.
Изменение климата негативно сказывается на водных ресурсах, сельском хозяйстве и экологии. К примеру, озеро Иссык-Куль также подвержено влиянию климатических изменений, что проявляется в снижении уровня воды. Кыргызстан обращает внимание международного сообщества на необходимость сохранить это уникальное озеро.
На национальном уровне необходимо реализовать проекты по защите водных экосистем и противодействию обмелению озера. Региональные проекты должны включать внедрение водосберегающих технологий и пересмотр сельскохозяйственных культур, что позволит избежать недостатка и избытка продовольственной продукции.
Совместные усилия стран Центральной Азии могут обеспечить повышение водной безопасности и устойчивое экономическое развитие через инвестиции в адаптационные проекты и системы водоснабжения. Примеры успешного двустороннего сотрудничества, такие как Чу-Таласская водохозяйственная комиссия с Казахстаном и Совместная водохозяйственная комиссия с Узбекистаном, подтверждают возможность эффективного взаимодействия.
В заключение, важно подчеркнуть, что вода и ее использование могут стать объединяющим фактором для государств региона на пути к устойчивому развитию и благополучию будущих поколений.
Кумюшай Суюмбаева
заведующая Сектором водной и экологической дипломатии Департамента внешнеполитического анализа и планирования МИД КР